Почему, как и когда появилась речь? Большинство исследователей считают, что речь как средство передачи понятийной информации формировалась в процессе эволюции достаточно медленно, шаг за шагом.

В наше время известны сотни гипотез происхождения речи. Здесь можно назвать гипотезу божественного происхождения, мутационную гипотезу (сюда можно отнести ген FOXP2, который нередко рассматривается как «ген речи»), физиологические гипотезы (рассматривают суть проблемы исключительно с точки зрения физиологии) и гипотезы длительного процесса эволюции (считается, что речь произошла от звуковых сигналов, звуков переклички приматов, языка эмоций, жестов).

О гене FOXP2 поначалу писали, что открыли «ген речи». Ученые установили, что этот ген контролирует 3 или 4 мышцы рта, без которых нет артикуляции, если этот ген поражен, человек не может говорить, потому что не может артикулировать, но слышать он может. Потом стали писать, что это более сложный ген – второго порядка, регулирующий генорегуляторы, при его поражении нарушения происходят во многих частях головного мозга. Скорей всего речь невозможно объяснить одним геном или двумя. Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача, консервация информации, своевременное ее извлечение, это озвучивание и осмысление.

lang5

Несомненно, что речь является определенной формой общения людей с помощью языковых элементов на основе определенных сложившихся правил. Сам процесс речи состоит из формирования и формулирования мыслей речевыми средствами, а также восприятия языковых конструкций и их понимания.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения, речевую деятельность можно разделить на устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В ходе речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);

группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи) или графической системы (при письменной речи). Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.

физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. С точки зрения психолингвистики можно выделить следующие свойства речи:

Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

С точки зрения антропологии можно сказать, что современный человек, появившийся около 200 тыс. лет назад, уже, по-видимому, пользовался настоящим человеческим языком. Но база для этого, овладение членораздельностью звучащей речи, была заложена ещё предшествующим видом, Homo heidelbergensis, на несколько сотен тысячелетий раньше. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.