В 1979 году в Катеф Хином в Иерусалиме Габриэлем Баркаем, профессором археологии Университета Бар-Илан, были обнаружены серебряные свитки – два серебряных листа, на которых около 600 года до н.э. сделаны надписи на иврите. Потом листы были скручены и, возможно, использовались как амулеты.

Ketef_hinom_scrolls

3 года шел процесс крайне осторожного разворачивания свитков и поиска метода их консервации. Свитки содержат древнейшие сохранившиеся цитаты из Библии.

arg

KH1

KH1

KH2

 

KH2

Birkat_kohanim_22

Серебряный свиток KH2. Фото, прорисовка, транслитерация.

 

Gabriel_Barkay_at_Ketef_Hinnom

 

Свитки были обнаружены в камере №25 пещеры №24 в месте археологических раскопок Кетеф Хинном (“плечо Хиннома”) возле городских стен Иерусалима. Это комплекс из нескольких высеченных в скале погребальных камер. Археологический комплекс был относительно нетронутым (последний раз он использовался как склад ружей в период Оттоманской империи). Случайное открытие, сделанное 13-летним помощником, показало, что частичное обрушение потолка в древности сохранило содержимое камеры №25.

При реконструкции выяснилось, что в пещере 24 было 5 камер и центральный проход. На каменных ложах могли помещаться более 22 тел, у каждого каменный подголовник. Под тремя камерами были хранилища для вторичного захоронения. Это значит, что после долгого пребывания в пещере кости и другие останки помещались в хранилище, чтобы освободить место для нового тела на каком-либо ложе. Камеры вырублены довольно качественно, поверхности выровнены, в качестве меры использовался царский кубит. Хранилища имели внутри форму мешка и неровные поверхности.

В хранилище камеры 25 содержалось примерно 60 см мусора, более 1000 объектов: небольшие глиняные сосуды, железные и бронзовые артефакты (включая наконечники стрел), иглы и булавки, предметы из кости, в т.ч. слоновой, стеклянные фляги, бижутерия, включая серьги из золота и серебра. Хранилище явно использовалось несколькими поколениями с примерно 650-х годов до н.э., т.е. в конце Эпохи Первого Храма.

Свиток KH1 был обнаружен в квадрате D, в середине хранилища, примерно в 7 см от пола в мусоре. KH2 найден при просеивании пыли из нижней половины мусора в квадрате A, самой далёкой части хранилища. Оба амулета были отделены от предметов эллинистического периода тремя метрами длины и 25 сантиметрами высоты и лежали среди осколков керамики и других вещей VII — VI веков до н.э.

Баркай сначала датировал их палеографически и по окружающим осколкам VII-м – началом VI века до н.э. (позже оставил лишь датировку начала VI века). Позже эти даты пытались оспорить Йоханнес Ренз и Вольфганг Роллинг (Handbuch der Althebraischen Epigraphik, 1995), которые утверждали, что текст в слишком плохом состоянии, и возможно он относился лишь к III – II вв. до н.э., т.к. хранилище использовалось даже позже IV века до н.э.

Повторное изучение свитков было выполнено Проектом западно-семитских исследований в Университете Южной Калифорнии. Использовались последние достижения в области фотографирования и компьютерного очищения изображений, что позволило увидеть надпись более чётко и уверенно датировать её палеографически. Результаты, опубликованные в издании “Bulletin of the American Schools of Oriental Research” (BASOR) в 2004, подтвердили датировку текста незадолго до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Доктор Кайл Мак-Картер из Университета Джонса Хопкинса, эксперт в области древних семитских письменных систем, считает, что это исследование “окончательно разрешает спор о датировке данных надписей”.

Команда, работавшая со свитками в 2004 году, характеризовала их как “одно из самых значимых открытий” в области изучения Библии. Помимо ценности данных текстов в области развития еврейского алфавита, они “сохранили древнейшие цитаты текстов, известных также по Ветхому завету, и … самые ранние примеры исповедания веры в Яхве”.

Некоторые авторы, т.н. “библейские минималисты”, утверждали, что Библию (Ветхий завет) сочинили еврейские лидеры, получившие власть в Иудее в конце четвёртого века до н.э. Доктор Уэйн Питард, профессор Ветхого завета и древних ближневосточных религий в Университете Иллинойса, сказал, что “данное новое исследование надписей даёт основания считать, что они ошибались”. Несмотря на это, Питард полагает, что хотя свидетельства древности “Благословения священников” очевидны, это “не обязательно значит, что вся книга Чисел уже существовала в то время”. Доктор Джеймс Давила, преподаватель Исследований древней Иудеи в Университете колледжа Св. Эндрю и Св. Марии, предостерегает от утверждений, что свитки “доказывают существование Пятикнижия Моисеева в эпоху Первого Храма” (как было заявлено в израильской газете Ха-Арэц). Давила считает, что это “слишком смелая интерпретация находки”.